Термомуфта вентилятора.
2004-03-02


В результате диалога с Xedычем решил довести имеющуются у меня информацию и свои размышлизмы до общественности. ;)

Значит цитирую себя и Xedыча из конфы .
Xedыч
Надо феном нагреть спиральку мутфы и крутить фланец крепления к валу, на холодную идёт проскальзывание, т.е. усилие раскрутки явно меньше результатов, а при нагреве исправной идёт явное нарастание числа и скрости оборотво вращения - рукой чувствуется или визуально понятно.
fraks
Я так пробовал. А ты? Вот мне было нифига не понятно, точнее я довольно долго думал что "пожалуй работает, вроде рукой что-то чувствуется" - и периодически движок перегревался "по непонятной причине".
После разбора муфты на части я усомнился что эта муфта - "виско" и поэтому стал называть ее просто - термомуфта. Потому как спиралька та после раскрутки на определенный угол просто закрывает дырку диаметром со спичку. Крыльчатка вентилятора крепится за корпус муфты а к помпе - вал который в муфте на подшипнике. На этом валу - диск с зубчиками, диаметром ~10см и толщиной около 1см. Диск этот крутится в полости сжатый по бокам можно считать с уплотнениями и по торцу идет сужающаяся к одному месту щель. При вращении зубчики увлекают за собой вязкое масло (или что там) и собирается к узкому месту щели. В этом месте та самая дырка - со спичку диаметром. Через нее масло попадает в обводной канал и перетекает к другой стороне щели. Когда биметаллическая пружинка при нагреве закрывает отверстие для перетекания масла - ему деваться некуда и давление в полости вокруг зубчатого диска повышается - это повышает сцепление диска с корпусом и уменьшает взаимное проскальзывание.
Я это все примерно так понял. Потом постараюсь сделать фотки убитой муфты в разобранном виде.
Исходя из конструкции у меня сложилось такое IMHO - при прокручивании рукой даже на 360град за раз муфту невозможно привести в рабочее состояние. Для того что бы механизм начал работать нужна определенная разница в скоростях вращения между валом и корпусом муфты. Даже если муфту чем-то раскрутить - то она выходит на рабочий режим не сразу а через определенное время - минуту и более. До выхода на рабочий режим проскальзывания что-либо тестить - бесполезно. Это только самообман.


Сделал я фотки, правда оказалось что про сужающийся канал я прогнал - он там одинаковой ширины по всей окружности.
Но про дырку - так оно и есть. Уплотнение по боку (одному) зубчатого диска реализовано не только малым зазором но и как бы гидрозатвором (на зубчатом диске сбоку довольно хорошо видно кольцевой выступ а на крышке - соответственно канавка), который в сочетании с вязкостью жидкости делает это место условно герметичным. И из-за этого места уплотнения видимо и есть такое длительное время вхождения муфты в рабочий режим проскальзывания - пока жидкость в промежутке между боковыми сторонами диска и корпусом муфты то-ли прогреется и станет пожиже, то-ли какие-то там связи разрываются, не знаю.



Вид муфты со стороны биметаллической спирали - датчика температуры.
Муфта тщательно отмыта автоочистителем двигателя,
жесткой щеткой водой и стиралным порошком.
Из центра спирали в муфту прохожит оська, естественно с сальником и подшипником.
Этой стороной муфта обращена к радиатору
Одного винта нету - высверливал.
За четыре других дырки крепится крыльчатка.

Вид со стороны фланца которым муфта прикручивается к помпе.
Внутрь заходит через подшипник качения вероятно
и естественно через уплотнение/сальник.
Это место для возможной протечки жидкости.

Муфта раскрыта, видно зубчатое колесо и бортик "гидрозатвора".
Между диском и корпусом щель довольно большая - видимо через нее жидкость попадает
к зубцам, пройдя перед этим через четыре дырки в самом диске.

Вид на часть муфты с биметаллической спиралью изнутри.
Видно что резиновое кольцо уплотнения с разрывом - вероятно здесь убежала жидкость,
но следов на поверхности муфты в этом месте я не обнаружил - не потому
что их не было а потому что при снятии муфта выглядит как кусок г... -
вся забита пылью и ребер почти не видно. Как и спирали впрочем.
Черная полоса проходящая по диагонали закреплена на оси термоспирали.

По моей версии вся полость муфты должна быть заполнена вязкой жидкостью.
В холодном состоянии но уже в рабочем режиме жидкость увлекается вращением зубчатого
диска в сторону дырки (на фото она видна сверху) и проходит в пролость где черная полоса.
Оттуда попадает к диску с другой стороны "гидрозатвора", проходит сквозь дырки
и с другой стороны поступает к зубцам.
При нагреве спираль раскручивается и поворачивает черную полосу.
Когда она закрывает дырку циркуляции давление жидкости в районе зубцов увеличивается
и сцепление диска с корпусом муфты - тоже. Чего и требовалось.

Итого:
Энтузиасты могут пробовать восстанавливать уплотнения, сальники, подбирать жидкость.

Лично я сначала положил сверху на диск тонкую картонку и скрутил муфту. В результате охлаждение - супер и летом такой вариант может рассматриваться как выход, временный, потому как довольно сильно шумит, думаю что на расходе это сказывается не положительно, бОльшая нагрузка на подшипники помпы. Есть еще опасность - если вдруг муфта раскрутится (4 винта) - конец радиатору однозначный.

Вариант для зимы - просто забиваем. Впрочем зимой кончину муфты трудно заметить, если только подкапотное пространство не законопачено напрочь или вы живете с другой стороны экватора. Я несколько месяцев ездил вообще без вентилятора, в конце зимы в Новосибирске. Чаще смотрел на температуру и если что - включал печку на полную.

Потом, не найдя муфты в продаже и ужаснувшись ценникам заламываемым под заказ (что-то порядка $400 и месяц ждать) я хотел поставить туда электровентилятор от 2108 или Волги. Оказалось что места там для этих вентиляторов недостаточно. Кроме того я обнаружил что в одном и том же магазине в отделе Жигули вентилятор стоит 500р а в отделе Волга - 900р. При этом они полностью одинаковы и производятся в одном месте. Продавцы были сильно удивлены ;)
В этом году кто-то давал в конфе ссылку на какой-то инет-магазин где продавались буржуйские вентиляторы для радиаторов по приемлемым ценам (порядка 3500р если я не ошибаюсь) и в Москве. Если б я из увидел раньше - сейчас бы ездил с электровентилятором.

Я же в конце концов нашел муфту в магазине, за 1500р (тысяча пятьсот рублей) - Японская, оригинальная, новая. Там было таких муфт еще для разных машин. Ну и жалею что не поставил электровентилятор.