2004-08-31
Замена датчика TPS (положения дроссельной заслонки) на Suzuki Escudo 5D 1993гв.


Цитата:
"Throttle posicion sensor" или "Датчик положения дроссельной заслонки" - вещь довольно "интересная" в отношении своей регулировки. По своему устройству TPS ( как и везде, в принципе) - тонкопленочный переменный резистор изготовленный по оригинальной технологии и помещенный в ударопрочный корпус.Принцип его действия простой: при нажатии на педаль газа дроссельная заслонка начинает двигаться и одновременно (через горизонтальный шток) передвигает ползунок в TPS на определенный угол. Выходное напряжение TPS меняется и на основе этого блок управления (ECU) начинает тут же рассчитывать "исходники" для подачи топлива, работы АКПП и, если есть - "Cruise Control". Надо учитывать, что блок управления (ECU) в машинах - не "думающее чудо", а обыкновенное запрограммированное устройство, которое сравнивает полученную информацию с той, что имеется в Памяти и на основе своего алгоритма работы подбирает "исходники" и выдает исполнительные команды на те же форсунки в виде электрических импульсов определенной величины. В случае же, если полученная от датчиков информация "неправильная", то есть "не лезет ни в какие ворота" или же в течении определенного времени от какого-то датчика информация не поступает вообще - блок управления начинает "действовать по умолчанию" : зажигает на панели приборов лампочку "CHEK" и "выдает" на исполнительные механизмы "усредненные" значения, позволяющие машине "просто двигаться".

0. TPS - тонкопленочный переменный резистор.
1. Сначала с помощью стрелочного тестера проверить - действительно ли с датчиком проблемы. При повороте заслонки сопротивление должно меняться плавно, без скачков. Если это так - наверняка с TPS все в порядке.
2. Если наблюдаются скачки - надо снять и разобрать. Если внутри обнаруживается кучка г... - шансы есть. Г.. удаляется, все чистится. Далее п.1. Если скачки прошли - значит повезло, дело было в грязи. Иначе - в морг - износившаяся или треснувшая дорожка резистора ремонту не поддается.
От меня. Если дорожка проносилась - может быть можно переместить бегунок на паралельную траекторию. Сам не разбирал.
...
Пока не смог не то что купить - но и заказать. Начинаю заказывать естественно с самых дешевых мест, но в первом облом - нету дешевых. Закинул во второе дешевое место... Дешевое - это около 3000р.
Тут Jonn сообщил что его знакомый ставил на свою Toyotу датчик б/у, причем за 300р. И тут я вспомнил что у брата в гараже стоит движок от Калдины. Попробовать оттуда датчик что-ли? Оказалось что там их два одинаковых - на дроссельной заслонке и на воздушной, при том что воздушная с электроприводом. Снял на всякий случай оба. Прозваниваю. Разъем такой же точно, цолокевка такая же и сопротивление такое же! Доезжаю до своего гаража, скидываю свой датчик - оба-на, и посадочное место подходит. Различий оказалось всего два - ротор находится под углом в 90 градусов от оригинального и дырки крепления чуть-чуть меньше. Дырки распилил надфилем, даже металлическая окантовка при этом осталась а для поворота на 90 градусов - вырезал за полчаса из металла поводок повернутый как надо. Поставил, отрегулировал - теперь ездит нормально, без рывков, движок не колбасит, правда удары в коробке остались, хоть и сдвинулись слегка в другое место (в другой диапазон оборотов). Думаю надо еще с регулировками поковыряться.
Дачик взял с Toyota Caldina. кузов ST 191, движок 3S-FE

По данным exist.ru
TPS 89452-22090
применяется на автомобилях TOYOTA следующих моделей :
ARISTO AVALON CALDINA CAMRY CAMRY/VISTA CARINA E CARINA ED CARINA FF CELICA CELSIOR CENTURY CHASER COASTER COROLLA COROLLA 2 CORONA CORONA EXIV CORSA/TERCEL CRESTA CROWN CROWN/CROWN MAJESTA CURREN CYNOS DYNA/TOYOACE ESTIMA ESTIMA EMINA/LUCIDA GRANVIA/GRAND HIACE HIACE HILUX LAND CRUISER LEVIN/TRUENO LEXUS LITE/TOWNACE LVN/CRE/TRN/MRN MARK 2 MR2 PASEO PREVIA RAV 4 REGIUS/TOURING HIACE SCEPTER SOARER SPRINTER STARLET SUPRA TERCEL TRUCK 4-RUNNER WINDOM

Ссылки на обсуждения на auto.ru
http://wwwboards.auto.ru/suzuki/82256.html
http://wwwboards.auto.ru/suzuki/82065.html
http://wwwboards.auto.ru/suzuki/89591.html
http://wwwboards.auto.ru/suzuki/95953.html
Слева - сузуковский датчик, справа - два одинаковых тойотовских.
Вверху слева - поводок который крутит датчик. Правее - заготовка для самодельного поводка.



Слева - самодельный поводок (центральное отверстие развернуто на 90 градусов), по центру - оригинальный, справа - фторопластовое или капроновое кольцо которое стоит за поводком.

Схема датчика. Номиналы для разных модификаций двигателя (CFI, MFI) могут отличаться, но принцип одинаковый.

Регулировка положения дачика TPS.
Регулировка довольно тонкая. Требуется вставить щуп толщиной кажется 0,65мм (для разных модификаций двигателя зазор может быть разным, я смотрел именно для своего) под упор дроссельной заслонки и имеено в этом положении контакты датчика должны размыкаться (или замыкаться, не помню). Вобщем - изменяться.
Шуп вынут из набора шупов. К нему привязана проволока что бы не уронить в двигатель. Можно использовать проволоку помягче, я взял что было под руками.
Мешающие шланги сдернуты, торчащя отвертка нужна для отгибания шланга который уходит под дроссельную заслонку и его так просто не сдернуть.
Конечно не надо лезть непосредственно тестером в разъем датчика - это нереально. Надо купить две мини-мамы, обжать их на паре проводков и в тестер совать уже провода.
Для определения плавности работы датчика требуется стрелочный тестер. Цифровым толком ничего не увидишь.
Для регулировки положения датчика пойдет любой, к примеру китайский с пищалкой, или вообще лампочкой.