Ремонт вентилятора кондиционера 2005-06-09

2005-06-09
Ремонт вентилятора кондиционера.



Заметил я как-то что вентилятор кондиционера не включается вместе с муфтой компрессора. С логикой включения вентилятора я не знаком - поэтому что бы проверить конкретно вентилятор просто снял с машины бампер и очки, раздернул разъем идущий на кондиционер и померял напряжение тестером. Напряжение на вентилятор подавалось всегда когда включался компрессор кондиционера. Отсюда сделал вывод - неисправен вентилятор.
Подумав что мертвому вентилятору уже хуже не будет а вот лучше - может и да решил я его снять и разобрать. Открутил я его кожух-сетку от стоек радиатора, продвигал, подергал и понял что он из машины не вытаскивается - снизу мешает рама, спереди и сверху - кузов. Ну не снимать же радиаторы! Тем более кондиционера - его сначала надо разрядить а потом заправить, да еще масло надо... В общем это не наш путь.

Решил открутить верхнюю часть кузова, в смысле ту к которой замок капота крепится. Для этого надо сдернуть фишки с звукового сигнала (откручивать его не надо, да у меня и не получилось - это единственная приржавевшая деталь на моей машине), открутить замок капота (2 болтика ключом на 10) и раздернуть хомут держащий провода (со стороны радиатора). После чего откручиваются болты сверху и спереди. Если кузов не битый - то все снимается легко и непринужденно. Кстати - стойка которая держит капот в открытом положении на этой поперечине не крепится, так что можно не беспокоиться о капоте. Радиатор лучше прикрыть картонкой, во избежание, на нее и положить открученный замок капота удобно. После этих операций вентилятор в кожухе-сетке вынимается вверх.

При установке, если она будет не в этот раз - достаточно разобрать только до состояния как на фотке 004.JPG
т.е. не снимать бампер и не откручивать полностью среднюю стойку.
Далее откручиваем 3 винта и вынимаем вентилятор с лопастями их кожуха-сетки. Тут уместно провести еще одну диагностику вентилятора. Подключаем на клеммы разъема провода. Полярность - по барабану. Очень удобно и КЗ-безопасно иметь пару проводов с мамами на одном конце которые закрыты ПВХ кембриком или хотя бы просто обернуты изолентой - что бы не закоротили между собой). Держать вентилятор за корпус надо крепко. Если вдруг он заработает, что весьма вероятно даже если на машине он не работал - то лопасти должны быть свободны, провода проходить не между лопастей, и вокруг на столе не должно лежать легкосдуваемых бумаг, документов и т.п. что может быть сдуто сильным потоком воздуха в ведро с водой, масляную лужу и т.п.
В общем не буду пытаться делать больших выводов, но когда я снимал вентилятор кондиционера в первый раз - то при этой диагностике он у меня заработал нормально. Но естественно, я полез разбирать его дальше ;)
Дальше откручиваем 3 винта крепления лопастей к ротору. Могут быть проблемы (как кстати и с предыдущими тремя) но хорошая отвертка с новой битой максимально возможного из подходящих размера вам помогут. В крайнем случае - дрель и набор сверл.
Далее, что мы видим. А видим что на корпусе более никаких крепежных элементов которые можно было бы открутить - не заметно. И корпус выглядит сваренным или по крайней мере - склеенным. То что там на фотке синее по периметру - это следы герметика которым я пользовался в прошлый раз, в первый раз его естественно нету.

В общем я расковырял по периметру щель в предположении что там клей или герметик. А потом стал пытаться засунуть в щель отвертку и отогнуть крышку. Вероятно там все-же или клей или герметик какой было употреблен т.к. крышка делала попытки погнуться. Но я заходил с разных сторон и в конце концов крышка начала подаваться.

ВНИМАНИЕ - внутри двигателя находится сильный постоянный магнит который притягивает эту крышку не по децки! И надобности в ее креплении на герметике или чем-то еще - никакой нету, тем более что крышка эта зажимается при установке двигателя в кожух-сетку между корпусом двигателя и местом крепления к сетке. Смысл предупреждения следующий - берегите пальцы! точнее подушечки пальцев - прищемить как нефиг делать!

Ну и вот, крышку оторвали. Под ней оказывается совершенно плоский ротор. И больше ничего не видать. На первый раз мне было достаточно потряхиванием двигателя и прокруткой ротора вытрясти довольно большую кучу какого-то Г.. из-под ротора. Величина кучи меня впечатлила - я счел ее достаточной причиной что бы двигатель не работал. Тем более что снять ротор с оси у меня не получилось ;) Собрал обратно. Этого хватила на 1,5 летних сезона.

Под конец второго сезона я опять стал замечать что вентилятор не всегда работает. Опять снял. Диагностика включением вентилятора в руке показала что он работает с перерывами, зависящими от угла наклона двигателя и ускорения при перемещении двигателя в пространстве. Практически однозначно - щетки или коллектор. Прийдется снимать ротор с оси.
Снимаем с оси стопорное кольцо и 2 шайбы. Для снятия в осит ротора я сгородил простенький съемник - 4 болта М4 (если правильно помню), 6 шайб и 3 гайки + пластина с дырками. Для разметки дырок в пластине сначала сделал по ротору бумажный шаблон - в нем дырки удобно ручкой протыкать. В середину положил шарик - но его диаметра не хвалило что бы полностью стянуть ротор с оси. А если шарик взять побольше - то он может не пролезть в обойму подшипника. В общем потом подсунул ролик от роликового подшипника - но думаю что можно воспользоватся чем угодно. Главное - загрутить болты до упора в отверстия ротора - что бы резьбу не вырвать. А стягивать ротор с оси закручивая по очереди гайки.

Вот он - снятый ротор.

А под ротором-то как все просто! Две щетки - и все. И видно что они полностью изношены. Будем менять.
На обоих фотках одна щетка уже снята.

Щетки купил в магазине электроинструментов от какой-то болгарки. Цена 80руб за обе. При покупке щеток обращал внимание на крепление провода к щетке и на ее размер (не меньше оригинальных в сечении).
На фотке 019.JPG справа - оригинальная щетка, точнее то что от нее осталось. Слева - исходная купленная, по середине - купленная но уже обработанная напильником до готовности. При обработе напильником надо ее не прослабить и желательно сохранить форму. Но мерять лучше по месту, причем как одним так и вторым концом - почему-то гнезно не строго прямоугольно.

Родные проводки щеток были приварены но я припаял т.к. сварки у меня нету а паять - умею. На всякий случай после пайки провод еще слегка зажал под выштампованный хвостик с другой стороны стойки. При пайке надо оставить такую свободу проводу что бы щетка могла погрузиться до полного сжатия пружины а при выходе - не вылетала из своего гнезда.

Ну и сборка в обратном порядке. Сначала чистим нижнюю втулку в роторе (почему-то там сверху - шарикоподшипник а снизу - втулка). Набиваем отверстие в роторе смазкой, но что бы она потом в коллектор и щетки не вылезла!. Под ротором у меня лежала шайбочка. На место ее. Осаживал ротор на ось подходящей головкой. Критерий подходимости - внутрь пролазит ось а дырка меньше чем внутренняя обойма верхнего шарикоподшипника - что бы удары приходились на внутреннюю обойму, иначе можно подшипник порепать. При сборке осадил ротор до такой степени что он перестал вращаться. При помощи того же съемника немного стянул ротор обратно. Ставим обратно 2 шайбы и стопорное кольцо.
Теперь надо крышку закрыть. Береги пальцы, Сеня! Перед прицеливанием обращаем внимение что на крышке и роторе есть выступы и дырки - крышка устанавливается только одним образом. Прицеливаем крышку на свое место и даем ей примагниниться не пытаясь ее подровнять - а то прищемим пальцы. После того как она примагнитилась - поправляем, если надо, конечно. По периметру, по щели пройдемся герметиком - что бы меньше попадало влаги и всякой дряни - вентилятор ловит все что летит над дорогой. Для выхода конденсата и чего еще - снизу в крышке есть здоровая дырища.

Опять включаем для проверки. Прикручиваем лопасти, опять включаем. Все работает пучком. Ставим обратно. Проверяем теперь с кондиционером.
Надеюсь что этого ремонта хватит надолго.